18 января 2025 года зданию Большого театра исполнилось 200 лет. Несмотря на то, что оно превзошло по размерам даже столичный Большой каменный театр (Санкт-Петербург), в день открытия в 1825 году зал не смог вместить всех желающих. И это притом, что он рассчитан на 2000 человек!
Вот что пишет М.Ю. Лермонтов в своем очерке «Панорама Москвы»:
«...огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!».
Вот что пишет М.Ю. Лермонтов в своем очерке «Панорама Москвы»:
«...огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!».

Большой театр стал настоящим символом как Москвы, так и всей России. Мы уже не можем себе представить облик города без этого величественного каменного памятника архитектуры. Но всегда ли он выглядел так, как сейчас? Какова история здания? Кто его строил и проектировал?
Мы собрались в Центральной научно-технической библиотеке по строительству и архитектуре, чтобы обсудить эти вопросы и погрузиться в многогранную, в чем-то трагическую и, несомненно, увлекательную историю здания. В гости к библиотеке пришли студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК). Общалась с ребятами главный хранитель фондов – Резникова Евгения Владимировна.
Мы собрались в Центральной научно-технической библиотеке по строительству и архитектуре, чтобы обсудить эти вопросы и погрузиться в многогранную, в чем-то трагическую и, несомненно, увлекательную историю здания. В гости к библиотеке пришли студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК). Общалась с ребятами главный хранитель фондов – Резникова Евгения Владимировна.

Свою историю театр ведет с 1776года — именно в этом году Екатерина II подписала привилегию, позволяющую князю Петру Урусову создать театр в Москве. Проект здания был разработан архитектором Христианом Розбергом. Открытие Петровского театра (название дано по местоположению) состоялось в 1781году. Чертежи Петровского театра сохранены в редком фонде библиотеки, и мы показали нашим гостям оригинал уникального альбома конца XVIII века. Это вызвало большой интерес, после окончания мероприятия студенты еще долго рассматривали и листали чертежи, задавали вопросы по поводу условий хранения таких экспонатов. Евгения Владимировна рассказала про особый бескислотный консервационный картон, в котором хранят документы из такой бумаги.
К сожалению, в 1805 году театр сгорел. А в 1806 году осиротевшая труппа Петровского перешла под юрисдикцию императорских театров. В 1808 году было построено новое здание — единственный объект в Москве, созданный по проекту выдающегося архитектора Карла Росси. Евгения Владимировна подчеркнула:
«Сколь велико наследие Карла Росси в Петербурге (более 75-и зданий), столь скромно оно в Москве.»
К сожалению, в 1805 году театр сгорел. А в 1806 году осиротевшая труппа Петровского перешла под юрисдикцию императорских театров. В 1808 году было построено новое здание — единственный объект в Москве, созданный по проекту выдающегося архитектора Карла Росси. Евгения Владимировна подчеркнула:
«Сколь велико наследие Карла Росси в Петербурге (более 75-и зданий), столь скромно оно в Москве.»

Но и ему не суждено было простоять долго. Уже в 1812 году театр уничтожил огонь большого московского пожара во время оккупации города армией Наполеона. А дальше начинается история того самого Большого театра, здание которого знакомо всей стране и, хотя и с изменениями и реконструкциями, но дожило до сегодняшнего дня.
Архитектором построенного в 1825 году в стиле классицизма театра принято считать Осипа Бове. Но это не совсем так. Изначальный проект принадлежал профессору Академии художеств Андрею Михайлову. Осип Бове дополнил и исправил проект, сделав его более гармоничным, компактным и менее дорогостоящим. Важно отметить, что знаменитая скульптурная группа с конями по проекту Андрея Михайлова должна была стоять в профиль, и именно Осип Бове разместил ее анфас, устремив лицом к площади.
Архитектором построенного в 1825 году в стиле классицизма театра принято считать Осипа Бове. Но это не совсем так. Изначальный проект принадлежал профессору Академии художеств Андрею Михайлову. Осип Бове дополнил и исправил проект, сделав его более гармоничным, компактным и менее дорогостоящим. Важно отметить, что знаменитая скульптурная группа с конями по проекту Андрея Михайлова должна была стоять в профиль, и именно Осип Бове разместил ее анфас, устремив лицом к площади.

Это был большой, вместительный и удобный театр, построенный по последнему слову техники того времени. В 1853 году случился пожар, и Большой Петровский театр сильно пострадал.
В 1855 году началась реконструкция здания по проекту профессора Петербургской Академии художеств Альберта Кавоса. Это было восстановление постройки почти с нуля, уцелели лишь колонны портика. Облик театра изменился. Строгий классицизм сменился эклектикой. Общая высота здания увеличилась на 2 метра, добавился пышный декор. Евгения Владимировна много рассказала также и о внутреннем убранстве, декоре театра, о количестве посадочных мест, строении сцены и оркестровой ямы.
В 1855 году началась реконструкция здания по проекту профессора Петербургской Академии художеств Альберта Кавоса. Это было восстановление постройки почти с нуля, уцелели лишь колонны портика. Облик театра изменился. Строгий классицизм сменился эклектикой. Общая высота здания увеличилась на 2 метра, добавился пышный декор. Евгения Владимировна много рассказала также и о внутреннем убранстве, декоре театра, о количестве посадочных мест, строении сцены и оркестровой ямы.

В конце встречи обсудили современность. Что мы знаем о Большом театре сегодня? Как он изменился изнутри и снаружи?
Сотрудники библиотеки подготовили обширную подборку книг, среди которых был также упомянутый выше документ (чертежи) из редкого фонда ЦНТБ СиА. Мы очень рады, что наши гости проявили такой живой интерес. Будем стараться удивлять и заинтересовывать снова и снова, ведь в нашей библиотеке хранятся настоящие сокровища.
Сотрудники библиотеки подготовили обширную подборку книг, среди которых был также упомянутый выше документ (чертежи) из редкого фонда ЦНТБ СиА. Мы очень рады, что наши гости проявили такой живой интерес. Будем стараться удивлять и заинтересовывать снова и снова, ведь в нашей библиотеке хранятся настоящие сокровища.
