ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
Новости

Поэзия образов Николая Рериха

Невозможно точно определить единственную сферу интересов и деятельности этого человека. Николай Константинович был художником, сценографом, мыслителем, писателем, поэтом, путешественником, археологом, общественным деятелем.

В течение жизни он создал около 7000 картин и примерно 30 томов литературных трудов, включая один поэтический. Он учился параллельно на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, был председателем объединения “Мир искусства”, создал и инициировал рассмотрение Пакта Рериха, стал основоположников религиозно-философского учения вместе со своей женой Еленой Ивановной. Размах деятельности действительно впечатляет!
Детские годы

Николай Рерих был старшим сыном известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Частыми гостями в их доме были: правовед К.Д. Кавелин, ученый Д.И. Менделеев, видный агроном А.В. Советов, профессора-монголоведы К.Ф. Голстунский и А.М. Позднеев. Еще в детстве будущего путешественника увлекали рассказы последних о путешествиях в далекую и неизведанную, дикую и экзотическую Монголию.
«Большое событие! Я в мастерской Куинджи».

В 1895 году молодой Николай Константинович мечтал попасть на курс И.Е. Репина в Академии художеств, но набор уже был закрыт. Конечно, это расстроило начинающего художника. Ему посоветовали обратиться к другому мастеру — А.И. Куинджи. Сам Рерих так вспоминает их первую встречу:

«Пошли. Посмотрел сурово: «Принесите работы». Жили мы близко — против Николаевского моста —- сейчас и притащили все, что было. Смотрел, молчал. Что-то будет? Потом обернулся к служителю Некрасову, показал на меня и отрезал коротко: «Это вот они в мастерскую ходить будут». Только и всего».

Куинджи давал ученикам полную свободу и поощрял их интересы к определенным темам. Между учителем и учеником возникло полное творческое взаимопонимание.
Планы экспедиций

Ещё в 1913 году Николай Константинович составил план экспедиции в Индию и начинает к ней готовиться. Главная цель — изучение первоисточников памятников философии и культуры Востока. Он считал, что восточная культура способна оздоровить и обогатить современную мировую культуру. Мало кто разделял эти достаточно смелые взгляды в интеллигентной среде начала XX века.
Революционные веяния и эмиграция

В период революционных потрясений 1905-1907 годов Рерих сближается с Максимом Горьким. Николай Константинович был далёк от революционных сил страны, но именно в этот период был с Горьким в одном лагере. Позднее, в дни февральской революции 1917 года Рерих охотно включается во многие начинания Горького, направленные на приближение искусства и литературы к народу и даже становится его помощником в деятельности «Комиссии по делам искусств» (она была создана Максимом Горьким во времена работы Временного правительства).

Эти годы были омрачены болезнью Николая Константиновича. У него диагностировали воспаление легких. В декабре 1916 года художник выезжает в Карелию на лечение. Там его и застала Октябрьская революция.

В 1918 году, после падения Российской империи и свержении временного правительства Российской республики, в границах Великого княжества Финляндского возникло новое государство Финляндия. Так Рерих оказался отрезанным от родины, вернуться в Петербург не представлялось возможным. Грустью наполнено его полотно того времени под названием «Карелия. Вечное ожидание».

Конечно, присутствуют автобиографические мотивы. На уединённом берегу, окружённом камнями, стоят четыре фигуры - одна женщина и трое мужчин. Их взгляды направлены на горизонт, они с нетерпением ожидают новостей с противоположного берега.
Дальнейшее и надежды

Далее Николая Константиновича ждут многочисленные выставки, открытие музеев и центров культуры, путешествия, жизнь в долине Кулу, разработка пакта по охране культурных ценностей и международное признание.
В 1939 году Рерих задумался о возвращении на родину, в советскую Россию. Война сорвала все планы: переговоры о получении визы и возвращении стали возможны только после её окончания.

В 1947 году Николай Константинович ждёт одобрение визы, собирает вещи для возвращения и пишет в письмах к друзьям:

«Город Дели захотел иметь мои картины, и ушло 7 гималайских картин. Хорошо, но ведь Гималаи могли бы быть на Родине… ».

Но снова увидеть родину было не суждено. Он тяжело заболел, и в декабре 1947 года скончался. Кончина Николая Константиновича была встречена в Индии с глубокой скорбью. По индийскому обычаю тело Рериха было сожжено, а прах развеян с вершины высокой горы. На месте кремации установлен памятник со знаменательной надписью, где умершего назвали «великим русским другом Индии».
Подробнее обо всех перипетиях судьбы Н.К. Рериха можно узнать из многочисленных книг, представленных на выставке в читальном зале ЦНТБ СиА. Приходите, чтобы прикоснуться к истории жизни одного из самых заметных и неоднозначных деятелей культуры и искусства XX века.

Рекомендуем к прочтению: Об истинном в искусстве
Выставки Читателю Библиотеки