ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
Новости

Реалистический импрессионизм Юрия Пименова

Залы Государственной Третьяковской галереи. У полотен Саврасова, Сомова, Левитана часами сидит мальчик. Он жадно всматривается в живопись великих ваятелей, изучает их творчество, стиль письма... Конечно, тогда он и мечтать не смел о том, что и его работы займут залы любимой галереи. Этим мальчиком был будущий Народный художник СССР Юрий Пименов (1903-1977).

Да, первыми «учителями» Юрия были знаковые фигуры мировой живописи. В юности он срисовывал их знаменитые сюжеты. Однако вот как он сам рассказывал о своих реальных наставниках, будучи студентом художественного училища (ВХУТЕМАС):

«Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником…».

Карьеру Пименов начал с иллюстраций для журналов «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор» и других. Как и все творцы, Юрий Иванович был человеком внимательным к деталям, к людям, к окружающей его действительности. Во второй половине 20-х годов отечественное искусство переживало переломный момент. Гром революции диктовал свои особые условия. Волнения среди художников бушевали. Многие начали искать себя заново. Примерно в тот период Пименов обратил своё внимание на рабочий класс и городскую архитектуру. В 1927 году он пишет картину «Даёшь тяжёлую индустрию». На этот труд его вдохновило посещение завода «Серп и молот». Спорт также в тот период в большом почёте в стране. Картина «Бокс», «Две девушки с мячом» и другие приносят некоторую популярность художнику.

Тема войны закрепила за Юрием Пименовым статус одного из самых патриотичных живописцев. Из этой серии можно выделить картины: «Инвалиды войны», «Фронтовая дорога», «Солдаты переходят на сторону революции». Более поздняя работа - «Воспоминание о военном пайковом хлебе».

Одна из самых известных для массового зрителя работ - полотно «Новая Москва». Машина в движении и девушка за рулём в тот период стало вызовом и вдохновением для жителей страны Советов. Эта серия его работ до сих пор довольно популярна..

Он вообще много пишет на тему столицы, её улиц, домов, кварталов, горожан. Лирика, женские образы, в том числе портрет жены Натальи Бернадской, а также актрисы Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной, - также любимая тема мастера. Примечательна его картина «Ожидание». Размытый фон города за окном, телефонный аппарат и снятая трубка... Несомненно, Юрий Пименов был одним из тонко чувствующих художников своего времени. Вот как он говорил:

«Вещи, окружающие людей, отнюдь не мертвы… Вещи бывают грустными или весёлыми, они влияют на людей, помогают им или огорчают их, оставляют воспоминания и вызывают острые желания. Одни и те же вещи в разное время и в разных случаях бывают резко отличны — цветы свадьбы и цветы на могилах ничем не похожи, даже запах чувствуется по-другому».

Узнать больше о красивом творческом пути живописца можно на книжной выставке «Реалистический импрессионизм Юрия Пименова» в читальном зале ЦНТБ СиА. Вашему вниманию редкие факты из автобиографии, снимки, воспоминания самого художника, его родных и друзей и, конечно, живопись. Та самая, которая остаётся вне времени и заслужено сегодня занимает место рядом с картинами Саврасова, Сомова, Левитана в Государственной Третьяковской галерее.
Адрес ЦНТБ СиА: 127434 Москва, Дмитровское шоссе, дом 9 к 2
Выставки Библиотеки Читателю