ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
Новости

Стройка века

Строительство одного из самых масштабных инфраструктурных проектов в нашей стране – Байкало-Амурской магистрали (БАМ), началось ровно 50 лет назад.


Именно 8 июля 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Тогда же были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) (680 км), линий Бам — Тында и Тында — Беркакит (397 км).

У БАМа есть ещё одна ключевая дата 27 апреля 1974 года. В этот день на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И первые отряды комсомольцев отправились покорять тайгу.
Впервые замысел освоения транспортного Приамурья и Забайкалья возник ещё в середине XIX века. «Великая Сибирская магистраль» такое название дали железной дороге, которая должна была соединить Енисейск, Томск, Тобольск и Екатеринбург.
Её строительство имело первостепенное, стратегически важное значение для страны, ибо заинтересованы в ней были как торговые, так и высшие военные эшелоны. Этот проект из-за своей важности и масштаба уже тогда стали называть «стройкой века».
Интересно, что предполагалось два варианта трассы по южному и по северному берегу Байкала. Впрочем, как бы там ни было, Байкало-Амурская магистраль стала отправной точкой для развития множества крупных производств в России. И сегодня БАМ играет одну из ключевых геополитических ролей, соединив стальными нитями просторы нашей необъятной страны. 35 лет назад строительство завершилось.
В основном фонде Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре ФБУ «РосСтройКонтроль» хранятся множество изданий, посвящённых этой уникальной стройке века. Вашему вниманию подборка самых интересных книг.
1.

Н. А. Зензинов

«От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали»

В книге рассказывается об основных этапах развития железнодорожного строительства в нашей стране — от первых железных дорог и крупнейших магистралей дореволюционной России — Петербург-Московской, Закаспийской, Транссибирской до важнейших послеоктябрьских строек: Турксиба, дорог, восстановленных и построенных в 20-е и 40-е годы, линии Тюмень—Сургут и Байкало-Амурской магистрали. Показан вклад выдающихся отечественных инженеров, учёных и передовых строителей в развитие железнодорожной сети.

Издательство «ТРАНСПОРТ»

Москва, 1986 год
2.

Составители: Г. Л. Санжиев, В. В. Беликов

«БАМ продолжается»

По поручению Госкомиздата РСФСР Восточно-Сибирское издательство разрабатывает тематику серии «Горизонты Сибири», которая будет состоять из пяти томов, каждый из которых расскажет о перспективах развития областей, краёв и автономных республик от Урала до Тихого океана нашей страны.

Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987 год
3.

Н.В. Суханов, И.С. Розанов

«Архитекторы и строители - БАМу»

Брошюра посвящена строительству в зоне БАМа, призванного сыграть огромную роль в освоении уникальных природных богатств восточных районов страны, в развитии их экономики и культуры. В брошюре рассказывается о формировании архитектурного облика городов и поселков, возводимых вдоль магистрали, о передовых и эффективных методах строительства, о вдохновенном, творческом труде проектировщиков, строителей-путейцев. Рассчитана на проектировщиков, строителей, преподавателей и студентов архитектурно-строительных ВУЗов.

Издательство «Знание»

Москва, 1982 год
4.

И. Л. Печенюк

«БАМ - дорога созидания»

Огромные богатства хранятся на просторах Сибири и Дальнего Востока. Но, чтобы освоить их в полной мере, нужна железная дорога. Байкало-Амурская магистраль открывает выход в центральные районы страны углю и руде, нефти и лесу. БАМ является тем стержнем, вокруг которого возникнут рудники, заводы, мощные комбинаты, благоустроенные города и поселки. На великой стройке, в условиях суровой тайги, формируется поколение настойчивых и умелых людей.

Различным аспектам создания магистрали, освоения зоны БАМа, перспективам её развития, мужеству и трудолюбию строителей, изыскателей, геологов посвящён сборник «БАМ — дорога созидания».

Издательство «Советская Россия»

Москва, 1983 год
5.

Ю. Титов, В. Чуканов

«Сказание о БАМе»

Заслуженного художника РСФСР Юрия Александровича Титова называют летописцем Байкало-Амурской магистрали. В альбоме представлены его работы, отражающие будни великой стройки, тружеников и конечно суровую и красивую природу этого края.

Издательство «Изобразительное искусство»

Москва, 1987 год
6.

Коллектив авторов.

Редактор Н. Ганиковская

«БАМ магистраль»

Байкало-Амурская магистраль. Как она начиналась?

Первый трудовой десант, первые палатки, первые дома, первые просеки в тайге, первые километры железнодорожного полотна, и, наконец, первый поезд — вот страницы героической биографии БАМа. Байкало-Амурская магистраль. Здесь от каждого требуется мужество. Работать в мороз и жару, укрощать реки, пробиваться сквозь горы, побеждать самого себя! Кто они, добровольцы трассы, как обживают вековую тайгу, как преодолевают трудности, о чем дерзновенно мечтают? Об этом наш рассказ.

Издательство «Планета»

Москва, 1976 год

Альбом подготовлен совместно с редакцией газеты «Комсомольская правда».
7.

И. Глан

«Дорога на океан»

Книга-хроника журналиста И. Глана рассказывает о строительстве Байкало-Амурской магистрали — дороги на океан, как решении части комплексной народнохозяйственной проблемы освоения Сибири и Дальнего Востока. В книге освещён довольно широкий круг вопросов, связанных с этой проблемой, сделана попытка показать, как решаются отдельные вопросы. Рассказано об истории рождения проекта магистрали, приведены ставшие уже историческими данные о начале стройки, об энтузиазме первопроходцев.

Для широкого круга читателей.

Издательство «Строиздат»

Москва, 1982 год
8.

По материалам Всероссийской художественной выставки «Художники Советской России - БАМу»

Автор текста И. И. Соктоева

Составитель альбома М. В. Хабарова

«БАМ построен»

Изобразительная часть альбома воспроизводит лучшие работы художников Российской Федерации, отразивших в своем творчестве активную трудовую повседневность Байкало-Амурской магистрали сегодняшнего дня. Живописцы, скульпторы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства в своих произведениях рассказывают о героической романтике быта, о мужестве тружеников БАМа. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся современным изобразительным искусством.

Издательство «Художник РСФСР»

Ленинград, 1987 год
Читателю