ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
Новости

Заха Хадид: архитектор‑новатор, изменившая облик современности

Одна из задач нашей научной библиотеки — просвещение и рассказ молодому поколению об архитектурных гениях прошлого. Мы регулярно проводим мероприятия, посвящённые выдающимся зодчим — как классикам, так и современным мастерам, — чтобы вдохновить учащихся и расширить их представление о безграничных возможностях архитектурного творчества.
В этот раз лекцию на тему «Архитектурные гении современности: Заха Хадид» провела А. В. Адамчевская, главный библиотекарь отдела библиотечного обслуживания. Её выступление с большим интересом прослушали студенты ГБПОУ г. Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга (26 КАДР)».
Заха Хадид (1950–2016) — архитектор и дизайнер иракского происхождения, чья карьера стала примером дерзкого переосмысления пространства. Родившись в Багдаде, она получила математическое образование в Американском университете Бейрута, а затем изучала архитектуру в Лондоне в Архитектурной ассоциации — одной из самых престижных школ мира.

Её путь к признанию был непростым. Уже в студенческие годы Хадид выделялась смелыми идеями, вдохновлёнными русским авангардом и футуризмом. После учёбы она работала в бюро Рема Колхаса, а в 1979 году основала собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Первые проекты — такие как «Пик» для Гонконга (1983) или оперный театр в Кардиффе (1994) — оставались на бумаге: заказчики не решались воплотить столь радикальные замыслы. Прорыв случился в 1993 году с постройкой пожарной части Vitra в Германии, а широкое признание пришло после открытия музея Гуггенхайма в Бильбао (1997), которое оживило интерес к авангардным формам в целом и творчеству нашей героини в частности (хотя она и не имела отношения к данному конкретному проекту).

В 2004 году Хадид стала первой женщиной, удостоенной Притцкеровской премии — высшей награды в архитектуре. Жюри отметило её способность «переосмыслить пространство и время». К этому моменту её бюро уже реализовало знаковый Центр современного искусства в Цинциннати (2003), доказав, что её стиль — динамичные линии, искажённая перспектива и отказ от прямых углов — не просто эксперимент, а рабочая философия.

Среди её мировых шедевров:

  • Центр Гейдара Алиева в Баку (2012), получивший премию «Дизайн года» Британского музея дизайна;
  • Центр водных видов спорта в Лондоне (2011), созданный для Олимпиады‑2012;
  • стадион «Эль‑Джануб» в Катаре (2019), сочетающий футуризм и традиционные мотивы;
  • Национальный музей искусства XXI века в Риме (MAXXI, 2010), где бетонные спирали создают «лабиринт света»;
  • офисное здание «Dominion Tower» в Москве (2015) — пример внедрения её эстетики в российский контекст.

Помимо архитектуры, Хадид проектировала мебель (коллекция Z‑series), светильники, обувь для брендов Lacoste и Melissa, а также сценические пространства. Её работы вошли в коллекции MoMA и Немецкого музея архитектуры.

Заха Хадид скончалась в 2016 году в возрасте 65 лет, но её бюро продолжает реализовывать проекты по всему миру. Её наследие — это не только здания, но и новый язык архитектуры, где форма рождается из движения, а бетон обретает лёгкость. Для молодых архитекторов она остаётся символом смелости: примером того, как один человек может бросить вызов традициям и создать собственный визуальный космос.
Читателю Мероприятия Библиотеки